Деятельность нашей Дружины основана на скаутском методе, а это непрерывный комплексный образовательно-воспитательный процесс в области дополнительного образования детей и подростков, который имеет высокий образовательный и нравственный стандарт, а так же реальные мотивационные программы. Как и у любого образовательного процесса в нем есть образовательная программа и стандарт, рассчитанный под соответствующие возрастные способности физически и психически здорового ребенка или подростка.
Да, это часто построено в веселой игровой форме (сбор в штабе, полевые занятия, походы и т.д.), но это игра не ради развлечения, а игра ради обучения. Это разные вещи с разными конечными целями и результатами. В игре ради обучения весело, но требуется потрудиться и проявить волю.
Скаутский метод
Скаутский метод как универсальное название форм и методов, позволяющих достичь воспитательной цели. Естественно, что за 100-летнюю историю цели скаутинга менялись, и совершенствовался метод. Но сохранение основ Движения, заложенных еще Основателем, создавало некоторую скорлупу или рельсы, по которым движение катилось и переросло в формализованную инфраструктуру в начале прошлого века. Такие рельсы были запущены в России - важно, чтобы национальная система развивалась и совершенствовала ее.
Скаутский метод состоит из 7 элементов:
· Обещание и законы,
· Патрульная система,
· Обучение через дело,
· Символическая основа,
· Личностный рост,
· Деятельность на природе,
· Поддержка взрослых.
Все эти элементы работают только в системе.
Обещание и законы
Воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно – осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой.
Обещание и законы – это то, без чего невозможно себе представить скаутинг как воспитательное движение. Когда Баден-Пауэлл создавал первый отряд мальчиков, он думал не о том, что создает универсальный воспитательный метод. Он хотел воспитать настоящих патриотов своей страны, энергичных, смелых, дисциплинированных и ответственных людей.
Патрульная система
Воспитать детей в определенном духе хотят взрослые. Дети же хотят двух вещей: чтобы им было с кем дружить и чтобы заниматься чем-то интересным. Так естественным образом рождается патрульная система и «учеба через дело». Патрульная система предполагает, что ребята общаются группами-патрулями в 7+-2 человека (при этом варианте общение наиболее продуктивно), среди них есть распределение обязанностей и четкая субординация.
Обучение через дело
Метод, привнесенный в начале прошлого века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику.
Чем будут заниматься дети – вопрос не праздный. От того, будет ли детям интересно предложенное дело или нет, зависит их желание оставаться в организации, зависит качественный состав участников. Вместе с тем, именно в процессе совместной деятельности сформировываются качества будущей личности. Казалось бы, начинать нужно с умения следить за собой, своим имуществом и помещением. Но, оказывается, очень сложно приучить ребенка к самообслуживанию. С гораздо большим энтузиазмом он отнесется к выполнению взрослой и ответственной работы. А чтобы справиться со скучными вещами, на помощь должна прийти игра в виде соревнования.
Символическая основа
Интереснее становится играть, когда мы примеряем на себя определенные роли – что отражается, прежде всего, в атрибутике. А.С. Макаренко писал, что, если детский коллектив одеть по-праздничному, как в прошлом военных – в изящные костюмы с золотыми галунами и эполетами — то дети «наполовину наши». Что всякая атрибутика хорошо мотивирует к деятельности, понимал и Наполеон, щедро одаривавший солдат и офицеров своих армий орденами и медалями. В современных корпорациях общие символы, одежда используются для сплочения коллектива. В скаутинге атрибутика используется для того, чтобы выделить братские взаимоотношения как основу взаимоотношений (общая форма, галстуки), подчеркнуть достижения следопытов и различия в статусном плане (нашивки). К символам организации относятся также флаг и вымпел группы, девиз, а также традиции – следопытское рукопожатие, салют, мачта, костер, парад и пр.
Личностный рост
Личный рост участников (стимулирующие и развивающие программы) - специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких как специальности, разрядная система, проектная деятельности, цикловые игры и пр.
Скаутинг предоставляет возможность пройти положительную социализацию, приобретая полезные навыки и умения. Каждый Разведчик совместно с наставником сам устанавливает для себя планку для роста, составляя личную программу своего развития на год через освоение специальностей. Испытания на разряд дают возможность попробовать свои силы в преодолении трудностей и достижении новых результатов, причем человек явно растет и в статусном плане – растут его права и обязанности, повышается доверие.
Деятельность на природе
Деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе, при проведении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга - исследовательской деятельности.
Природа представляет нам естественный набор трудностей, оздоравливает, и, вместе с тем, пробуждает религиозные чувства. Именно в совместном походе, лесной игре подросток сможет проверить стойкость своих убеждений, а наставник найдет менее академичный, но более действенный путь к сердцу ребенка.
Поддержка взрослых
Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера.
Эффективное воспитание можно осуществлять только тогда, когда в нем участвуют поддерживающие их наставники и родители. Принципиальное отличие детей и взрослых отношений в скаутинге от системы школьного воспитания в том, что взрослые выступают как старшие друзья, наставники, партнеры по деятельности. Этому способствует то, что возрастной барьер не очень велик: основной контингент работающих с детьми – это молодежь. Отношение подростка к взрослому строится на доверии, взаимном уважении и желании быть похожим на старшего, а не только на необходимости освоить некоторую сумму знаний.
В деятельности нашей Дружины нет задачи по утилизации времени и потенциала ребёнка через развлекательный досуг и его праздность. Святитель Тихон Задонский пишет: «Праздность, или удаление от трудов, есть грех, ибо противна заповеди Божией, которая велит нам в поте лица нашего есть хлеб наш (Быт. 3, 19). Следственно, в праздности живущие и чужими трудами питающиеся грешить не перестанут до тех пор, доколе в благословенные труды не отдадут себя» - потому и один из пунктов скаутского метода гласит – обучение через дело. Другой пункт метода – обещание и законы. Праздность противна духу, законам и обещанию Разведчика.
Один из постулатов скаутского метода – самоорганизация ребёнка, ибо невольник не богомольник. Если человек не хочет сам, заставить его можно, но это будет бессмысленно. Нет личной заинтересованности – нет навыка, подкрепленного знанием.